astana-view

Сфера торговли нуждается в поддержке государства

03 Февраля 2017
13854 просмотров

На заседании Комитета торговли Президиума НПП РК «Атамекен» презентовали структуру разрабатываемой Программы развития и поддержки сферы торговли

Участие в заседании приняли представители Министерства национальной экономики РК, Мажилиса Парламента РК, отраслевых ассоциаций и бизнес-сообщества.

Открывая заседание, председатель Комитета Кайрат Мажибаев подчеркнул, что в действующих стратегических и программных документах страны отсутствуют практические меры поддержки субъектов торговли. Учитывая нынешнее положение дел, и, исходя из той роли, которую играет отрасль торговли во всей экономике, разработка и реализация новой программы поддержки и развития торговли в РК является закономерным действием.

Предполагается, что программа будет содержать ряд мер финансовой поддержки субъектов торговой деятельности, включая субсидирование части ставки вознаграждения по кредитам, взятым на модернизацию торговых рынков, пополнение оборотных средств действующим предприятиям, рефинансирование текущих обязательств, расширение производства. А также субсидирование части ставки вознаграждения по договорам финансового лизинга торгового оборудования; частичное гарантирование по кредитам БВУ/банка развития; предоставление государственных грантов малым торговым предприятиям; льготное микрокредитование и субсидирование затрат торговых предприятий за приоритетное предоставление полочного пространства для товаров отечественных производителей, включая сельхозпродукцию.

Заместитель председателя правления НПП Нуржан Альтаев отметил, что долгое время в Казахстане большое внимание уделялось производству, благодаря чему в стране удалось создать кластеры, которых ранее не было. Сегодня назрела необходимость уделить внимание реализации товаров.

«Для этого нужна четкая товаропроводящая система как в стране, так и за рубежом. В первую очередь мы должны понять, как мы будем реализовывать эти товары у себя на родине. Мы видим, что другие страны для того, чтобы со своими товарами зайти на наш рынок, открывают здесь свои торговые центры. То же самое мы должны делать и у себя, и за рубежом», - считает зампред НПП.

Нуржан Альтаев также напомнил, что в нынешнем Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Глава государства указал на необходимость развития в стране таких перспективных отраслей, как онлайн-торговля. «Нам следует встраиваться в глобальные цепочки производства и сбыта товаров и услуг», - сказал Президент РК. Нурсултан Назарбаев также отметил, что «в условиях замедления мирового спроса нужно выходить на новые рынки и расширять географию поставок». При этом он считает, что необходимо сделать упор на производство экологически чистых продуктов питания. Глава государства поручил также повысить уровень переработки продукции, создать эффективную систему хранения, транспортировки и сбыта товаров, обеспечить увеличение экспорта продовольственных товаров на 40% к 2021 году путем диверсификации производства сельскохозяйственной продукции.

Чтобы поддерживать торговые сети, необходимо создать площадку эконом-класса современного формата, решить вопросы логистики и  дешевых кредитов.

«Мир стремительно меняется, возникают новые форматы торговли. Развитие получили биржевая и электронная торговля. Все эти моменты не урегулированы нормативно-правовыми актами. В программе, которую мы разрабатываем совместно с Министерством нацэкономики, отражаются вопросы: что должно сделать государство, чтобы развивались новые виды торговли, что должны сделать предприниматели, и все взаимные обязательства сторон. Для предпринимателей необходимы земельные участки для строительства торговых центров, инфраструктура и какие-то дешевые кредиты на оборотные средства для того, чтобы можно было быстро закупать отечественные товары», - пояснил Нуржан Альтаев.

Генеральный директор ТОО «Magnum Cash & Carry» Александр Гарбер также считает, что вопреки распространённому мнению сфера торговли не может развиваться самостоятельно.

«Назрела необходимость стимулирования развития, чтобы мы могли сократить отставание от наших соседей, где ритейл развит намного больше. От соседней России мы отстаем на 7-8 лет, а от европейских стран и того больше. Все это мешает товаропроизводителям, тормозит рост межрегиональной кооперации, где есть колоссальные резервы. Региональные производители остро нуждаются в полочном пространстве. Но из-за того, что эта отрасль не поддерживается, она не может развиваться. В стране ощущается острый дефицит полочного пространства, поэтому возникают вопросы несправедливого допуска на полки, конкуренция за вход в сети т д. На самом деле просто не хватает полок. За свою сеть могу сказать, что мы физически не можем разместить всех производителей на своих полках», - сказал Александр Гарбер.

Депутат Мажилиса Павел Казанцев отметил, что развитие отечественных товаропроизводителей невозможно без поддержки ритейла. «В развитых странах магазины обязаны продавать продукцию ОТП, прежде всего», - отметил он.

Генеральный директор ТОО «Концерн «Цесна-Астык» Илья Мещеряков в числе проблем сферы торговли назвал отсутствие системы подготовки кадров и выдачу кредитов на короткий срок.

«Сегодня у госфонда есть возможность через БВУ давать деньги на 20 лет, о чем говорит Президент, но почему-то в розничную торговлю и на другой производственный бизнес они попадают максимум на 10 лет. Здесь проблема банковская, банковские нормативы не позволяют фондировать бизнес сроком больше, чем на 10 лет, хотя деньги 20-летние уже есть. Ритейлу, чтобы окупиться при нашем спросе и количестве населения и оборота с квадратного метра, который в 2 раза ниже, нужны не 5-7-летние деньги, а 15-20-летние, либо государственное участие в строительстве инфраструктурных объектов, куда идут основные капиталозатраты», - подчеркнул Илья Мещеряков.

Он отметил, что сегодня товарооборот ритейлов с одного квадратного метра составляет 4 тысячи долларов, тогда как среднестатистический показатель при нормально развитой инфраструктуре - 10 тысяч долларов.

Представитель Неправительственной организации ассоциации налогоплательщиков и бухгалтеров Сара Жунусова отметила, что в прошлом году из 105 ее клиентов, бухгалтерский учет которых вела ее организация, 30% ушли с рынка из-за разного рода проблем, возникающих на пути малых предпринимателей.

Отдельное внимание в ходе заседания было уделено вопросу создания оптово-распределительных центров в Казахстане. Заместитель директора департамента стратегического планирования и анализа МСХ РК Асель Рамазанова сообщила, что  строительство ОРЦ планируется во всех крупных городах Казахстана. В текущем году ОРЦ будут созданы в Астане, Алматы и Шымкенте на базе уже действующих объектов торговли. В остальных городах ОРЦ появятся до 2021 года.

«В Астане ОРЦ создан на базе ТЦ «Алай». При поддержке акимата уже создана вся необходимая инфраструктура, проводятся мероприятия по открытию пунктов таможенного контроля и СВХ. В Алматы ОРЦ будет размещаться на базе логистического центра «Мизам», подготовительная стадия полностью завершена. В Шымкенте объект будет определён в ближайшее время», - рассказала она.

А вот на резонный вопрос предпринимателей, за счет каких средств будут созданы торгово-распределительные центры и сможет ли бизнес участвовать в этом, представитель МСХ четко ответить не смогла. «Определением объектов занимаются акиматы», - сказала Асель Рамазанова.

«Любая сеть супермаркетов имеет свои дистрибуционные центры, откуда и куда привозят продукты поставщики. У них также есть опыт работы в коммерческих условиях без государственной поддержки. Могут ли они быть частью этого проекта? Нам нужно, чтобы не было ни информационной, ни правовой, ни финансовой дискриминации. Это справедливо», - сказал Кайрат Мажибаев.

Отметим, что основной функцией ОРЦ является обработка товарных потоков, связанных с укрупнением, разукрупнением партий товаров, их комплектованием, формированием, расформированием по направлениям перевозки, с упаковкой и пакетированием, выполнением комплекса сервисных услуг.

Консолидируя мнение участников, вице-президент Ассоциации торговых представителей Казахстана Жибек Ажибаева подчеркнула актуальность разрабатываемой программы.

«Эта отраслевая программа нам нужна, чтобы бизнес знал, куда двигаться. Сегодня у нас нет ни стратегии, ни тактики. Необходимо определить формы финансирования. Везде вроде бы деньги есть, но они не увязываются, и в итоге продекларированная система не срабатывает на местах. Требует модернизации инфраструктура действующих объектов. С 2012 года существует большая серьезная программа по развитию сферы услуг, где определены позиции торговли, но, к сожалению, она идет как декларация, потому что не прописано финансирование. Эти вопросы мы будем поднимать», - сказала Жибек Ажибаева.

В свою очередь Нуржан Альтаев отметил, что для разработки Программы по поручению Премьер-министра создана рабочая группа. Предположительно весной текущего года работа над ее проектом будет завершена и внесена на рассмотрение в Правительство.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры