astana-view

Сертификат о происхождении товара: как получить

20 Мая 2019
46641 просмотров

Сертификат о происхождении казахстанского товара – это документ, подтверждающий страну происхождения товара, в нашем случае Казахстан. Используется он при выполнении таможенных процедур.

Сертификаты о происхождения товара экспортных форм (СТ-1, СТ-2, EAV, А, Оригинал) оформляются для получения тарифных преференций в стране назначения (снижение или освобождение от таможенных пошлин), нетарифного регулирования (запреты, ограничения на ввоз/вывоз товара).

Даже если предъявляемый сертификат не дает снижение размера пошлины, иностранный партнер может попросить вас об оформлении сертификата, если это предусмотрено какими-либо положениями законодательства страны ввоза либо международными соглашениями.

http://atameken.kz/uploads/content/images/%D0%91%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%20%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2_001.jpeg

При наличии сертификата происхождения товара формы СТ-KZ, предприниматель, участвующий в госзакупках и обладающий статусом отечественного товаропроизводителя, также имеет ряд преимуществ перед другими участниками. Так, при равенстве условных цен конкурсных ценовых предложений победителем признается отечественный товаропроизводитель.

К тому же, за наличие казахстанского содержания в товаре конкурсная комиссия условно уменьшает цену конкурсной заявки такого потенциального поставщика.

В настоящее время Национальная палата прорабатывает вопрос замены сертификата СТ-KZ на Индустриальный сертификат и установления преференций за наличие Индустриального сертификата в регулируемых закупках.

 

Брать или не брать?

Решение «брать или не брать» сертификат принимают сами предприниматели, либо такая необходимость обусловлена между партнерами. Это условие может быть даже прямо прописано в контракте. Поэтому часто задача казахстанского поставщика – подтвердить возможность получения данного документа, правильно оформить его и передать с пакетом товаросопроводительных документов.

Однако, нередко бывают случаи подачи заявок недобросовестными предпринимателями. Они для осуществления своих интересов, предоставляют ложную информацию о производственном процессе необходимом для изготовления заявляемой продукции, о наличии необходимого оборудования, при формировании комплекта предоставляют заведомо ложную информацию о производстве казахстанской продукции.

Также есть случаи неверного установления экспертами-аудиторами экспертных организаций, критериев достаточной переработки товара.

Для выявления таких случаев предусмотрены Правила выдачи сертификатов, где предусмотрен выезд специалиста на объект с привлечением отраслевых экспертов (при необходимости), чтобы на месте проверить технологический процесс, оборудование, идентифицировать товар по внешним признакам, проверить маркировку, то есть наименование, тип, упаковку, класс.

 

Какой орган выдает данный сертификат в Казахстане?

Уполномоченным органом в Казахстане по выдаче сертификатов происхождения товара с 2014 года является Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен».

В соответствии с законом «Атамекен» и региональные Палаты предпринимателей занимаются рядом функций, это оформление и удостоверение сертификата о происхождении товара, анализ предоставляемых заявителем документов, хранение копии сертификата и сопровождающих документов не менее 3 лет со дня выдачи сертификата, составление ежеквартальных отчетов в уполномоченный орган, направление уведомлений в страны импорта казахстанского товара с образцами оттисков печатей и подписей уполномоченных лиц.

Кстати, напомним, с 27 марта 2018 года в рамках работы над улучшением позиции Казахстана в рейтинге Всемирного банка «Doing business» по индикатору «Международная торговля» вступила норма, отменившая ранее обязательную экспертизу по определению страны происхождения товара при получении экспортного сертификата происхождения на товары обрабатывающей промышленности.

В результате срок получения сертификата сократился с 3 до 1 рабочего дней.

Если ранее предпринимателю для получения сертификата о происхождении переработанного товара с целью экспорта, необходимо было пройти двухэтапную процедуру. Сначала за 2 дня пройти процесс экспертизы определения страны происхождения товара, затем в течение 1 дня получить оформленный сертификат. Иначе говоря, предприниматель, экспортирующий товар за границу, дополнительно нес финансовые расходы и тратил время на прохождение экспертизы.

Кроме того, «Атамекен» завершил работу над электронной системой сертификации, который призван снизить нагрузку с бизнеса и обеспечить прослеживаемость всех процедур сертификации, оптимизацию и эффективность всего процесса получения сертификата.

 

Электронная подача документов

С 1 апреля 2019 года подача документов для получения сертификатов происхождения товара осуществляется в электронном формате.

Заявку на получение сертификата и пакет документов в электронном виде можно подать в режиме online. Нет необходимости ехать в Палату, чтобы передать бумажный пакет документов, теперь это можно сделать удаленно.

Для подачи заявки необходимо зарегистрироваться на сайте или, пройдя по ссылке в сервисе «Сертификация» на сайте Национальной палаты.

Таким образом, заявитель вместо двух посещений (подача бумажной заявки и получение на руки сертификата) будет лишь однажды посещать офис Палаты предпринимателей в момент получения сертификата.

Также сообщаем, что во всех Региональных палатах предпринимателей установлены зоны самообслуживания для возможности предпринимателям подать электронную заявку и прикрепить пакет документов.

Более подробная инструкция по работе с порталом doc24.kz здесь

 

Процедура выдачи

На сегодняшний день определение страны происхождения товаров, экспортируемых из Казахстана, осуществляется по международным Правилам.

Предприниматели могут обратиться с заявкой во все региональные Палаты предпринимателей в областях и городах. Основанием для рассмотрения послужит заявка и документы согласно Перечню, утвержденному приказом МИР РК от 8 июля 2014 года № 257. Срок выдачи – в течении 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации заявки с полным пакетом документов.

http://atameken.kz/uploads/content/images/%D0%91%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%20%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2_002.jpeg

Срок действия сертификатов о происхождении товара:

  • формы СТ-1, СТ-2, EAV, общей формы «Оригинал» - 12 месяцев со дня выдачи,
  • формы «А» - 10 месяцев со дня выдачи.

Также есть сертификат, предназначенный для внутреннего обращения, коротко «СT-KZ».

Он предназначен для внутреннего обращения, для подтверждения доли местного содержания в товаре, в закупках товаров, приобретаемых в рамках контракта на недропользование, при вывозе товаров со свободных складов и свободных экономических зон.

Сертификаты формы «СT-KZ» оформляются в региональных Палатах предпринимателей на основании Правил по определению страны происхождения товара, выдаче сертификата о происхождении товара и отмене его действия, утвержденных Приказом МИР РК от 24 февраля 2015 года № 155.

Сначала проводится экспертиза на договорной основе, основанием также послужит заявка и соответствующие документы. Затем эксперт-аудитор выезжает на место нахождения производства. В целом, срок проведения экспертизы и выдачи акта проводится в течение 2 рабочих дней с момента регистрации заявки с полным пакетом документов.

После экспертизы предприниматель подает заявку, акт экспертизы и пакет документов в региональную Палату предпринимателей для оформления сертификата СТ-KZ.

http://atameken.kz/uploads/content/images/%D0%91%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%20%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2_003.jpeg

Срок действия сертификата о происхождении товара формы «CT-KZ» составляет 12 или 36 месяцев со дня выдачи в зависимости от срока действия акта экспертизы о происхождении товара для внутреннего обращения.

 

Сколько сертификатов выдано?

Количество выданных экспортных сертификатов за 1 квартал 2019 года составило 14 001, а «CT-KZ» - 1 632. Если сравнивать с аналогичным периодом в 2018 года, то заметено выросло количество: экспортных – 13 610, «CT-KZ» - 1 568.

Рассматривая выдачу сертификатов в разрезе регионов, отметим, что лидер Карагандинская область:

Экспортные сертификаты были выданы для направления в 73 страны мира, в том числе в страны ЕАЭС, Европейского союза, Азии, Африки, Северной и Южной Америки для осуществления контрактных поставок.

Более подробно с нормативной базой по определению страны происхождения товара можно ознакомиться здесь http://atameken.kz/ru/services/5


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры