astana-view

Кризис в IT отрасли: проблемы, возможности и меры поддержки

15 Апреля 2020
6103 просмотров

 

 

Пакет предложений по поддержке IT отрасли сформировали участники рынка в ходе онлайн совещаний, прошедших на площадке НПП «Атамекен». В числе основных – упрощение залоговой политики по кредитам, налоговые преференции, в особенности по налогам на ФОТ, стимулирование спроса через включение отрасли в специальный порядок госузакупок и сохранение ранее утвержденных бюджетов на закупки у казахстанских IT компаний.

В ряде онлайн-встреч приняли участие более 120 компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения, e-commerce, онлайн-сервисами и процессами цифровизации госорганов и частных корпораций. По данным опросов НПП «Атамекен» IT отрасль, несмотря на кажущееся благополучие, также пострадала от введения режима ЧП и ограничительных мер.

В частности респонденты опроса предпринимателей из всех отраслей отметили, что 44% предприятий вынуждены приостановить свою деятельность, убытки растут каждый день. По оценке всех респондентов (2167 предприятий) они понесли убытки на общую сумму 233,2 млрд тенге, IT отрасль в их числе, уже потеряли 12,9 млрд тенге. Более 52% компаний-респондентов из IT отрасли оценивают свое финансовое состояние, как неустойчивое.  

Данные исследования подтверждают и экспертные мнения участников рынка.

«95% интернет-компаний мира так или иначе связано с оффлайн-миром, поэтому в период карантина страдают точно так же как и оффлайн бизнес. К примеру, Aviata, Chocotravel и другие онлайн сервисы продаж авиабилетов — имеют сейчас отрицательный оборот — продажи практически остановились (почти все аэропорты мира закрыты, полеты запрещены), а к возврату предъявляют до 90% ранее проданных билетов.

Купонный сервис Chocolife.me — в основном, продавал развлекательный контент — посещение кинотеатров, бассейнов, спа-центры, салоны красоты — все эти заведения сейчас закрыты. Блок “карантинных акций” — онлайн кинотеатры, обучающие курсы, доставка — занимает лишь 5% продаж, что были до введения карантина. Есть сложности в интернет-магазинах — “Ламода”, где закрыта граница с РФ, “Флип.кз” - где закрыта доставка товаров не первой необходимости в ряде городов.», - рассказал Рамиль Мухоряпов, основатель и совладелец Chocofamily Holding.

По его словам некоторый рост наблюдается в сфере доставки готовой еды - на 15-20%, хороший рост демонстрируют сервисы доставки продуктов - в 2 раза. «Однако с этим ростом связаны и новые расходы - на ускоренный найм райдеров, их оборудование средствами защиты и дезинфекции, на расширение складских помещений и их оборудование. Есть риск капитальных вложений, которые не окупятся после падения спроса в результате отмены карантина через 1-2 месяца», - заявил Рамиль Мухоряпов.

В то же время основной расход IT компаний – это затраты на фонд оплаты труда. Компании пытаются максимально сохранить коллектив, так как подбор качественных кадров в отрасли – длительный и сложный процесс.

«Надо обратить внимание, что в большинстве онлайн бизнесов - львиную долю затрат занимают фиксированные расходы на фонд оплаты труда. В Chocofamily это порядка 60-70% всех расходов», - поделился Р. Мухоряпов.

Коллегу поддержал другой участник обсуждения – Серик Бутумбаев, председатель Наблюдательного совета Arlan Ventures.

«Безусловно кадры являются важным активом компании. На сегодняшний день у нас в компании порядка 25% продолжают работать, остальные все сотрудники находятся на удаленной работе. При этом штат компании сохранен на 100 %. Мы удаленно оказываем поддержку нашим клиентам, развиваем продукты, и сами развиваемся, проводя внутренние онлайн-обучения», - отметил С. Бутумбаев.

Какие меры предлагают?

С учетом особенностей отрасли, представители рынка совместно с экспертами Нацпалаты составили ряд предложений, которые вынесут на рассмотрение Правительства РК. Большинство участников сошлись на том, что отрасли необходим доступ к финансированию, причем эта давняя проблема просто обострилась с кризисом. Это связано с тем, что у ИТ компаний практически нет возможности предоставлять твердые залоги для банковских займов, а другие типы залогов БВУ практически не рассматривают.

Одна из главных мер поддержки - доступ к льготному краткосрочному финансированию для пополнения оборотных средств  с госсубсидированием и гарантированием.

Предлагается изменить условия программы “Дорожная карта бизнеса”, либо разработать новую отраслевую программу антикризисной поддержки специально для IT компаний, чтобы отрасль могла получить доступ к финансированию от коммерческих БВУ с участием “Даму” на срок до 3 лет под 6% годовых.

В качестве обеспечения займа использовать гарантию фонда “Даму” на 100% от суммы кредита. В свою очередь IT компании предлагают «Даму» нетвердые залоги – личные гарантии владельцев, доли в ТОО, залог в виде денег в обороте или права требования на дебиторскую задолженность, а также права на нематериальные активы.

Другой инструмент поддержки отрасли – это включение IT в перечень приоритетных отраслей для прямого вхождения в капитал компаний Фонда «Байтерек» (АО “Kazyna Capital Management” и/или дочерними организациями), как минимум на период более одного года. Причем вхождение капитала должно быть в объеме не ниже размера фонда оплаты труда на период поддержки.

Причем, по мнению председателя Комитета информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций НПП РК «Атамекен» Болата Башеева, это мера более эффективна в период кризиса, чем прочие. «На мой взгляд, сейчас изменения в законодательства или норм Нацбанка может затянуться и выйти за пределы этого кризиса, поэтому наиболее эффективной мерой, думаю, является вход в основной капитал с последующим обратным выкупом предприятий своей доли. То есть, такой способ финансирования, когда предприятию необходима сумма, например 100 млн тенге в год, то в основной капитал входят и, через год мы выкупаем обратно, скажем, за 115 млн тенге», отметил Болат Башеев.

Помимо доступа к финансированию, по словам участников обсуждений, важны и налоговые преференции. Однако пока нет деталей по реализации этих мер, ситуация вызывает обеспокоенность участников рынка.

«Отмечу, что государством озвучено ряд действенных мер, которые действительно помогут — например освобождение отрасли на 6 месяцев от зарплатных налогов и отчислений. Однако пока нет конкретных актов, которые действительно закрепляют это освобождение, а также разъяснят, как именно мы можем не платить те же пенсионные взносы — ведь это по сути деньги сотрудников, а не наши», - рассказал Рамиль Мухоряпов. Мнение коллеги разделил и Серик Бутумбаев: «Для сохранения штата, в целом, конечно мера принята была по освобождению от налогов по ФОТ, но хотелось бы тут все-таки алгоритм раздетализировать, в части именно по ИПН, ОПВ, как здесь быть, потому что эта мера направлена для поддержки компаний, но вычет ИПН и ОПВ происходят из дохода сотрудника. Здесь хотелось бы разъяснения».

Вышеперечисленные меры помогают снизить финансовую нагрузку с компаний и получить доступ к дешевым деньгам, то есть стимулируют предложение. В то же время отсутствие спроса может свести усилия по поддержке отрасли к нулю. Участники обсуждений считают, что стимулирование предложения позволит сохранить отрасль, которая может оправиться после кризиса быстрее других.

Часть компаний подстраивается под потребительский спрос и уже сейчас находит приемлемые решения. «IT отрасль должна будет восстановиться быстрее многих других отраслей — у нас есть разработчики и возможность гибко менять продукт под ситуацию на рынке. К примеру, наш Chocofood.kz скоро запустит доставку продуктов из супермаркетов и лекарств из аптек. А iDoctor.kz  всего за 14 дней подготовил функционал, который позволит из любой точки Казахстана соединиться с врачом и провести онлайн консультацию круглосуточно. Это возможность жителям сельских районов консультироваться у лучших столичных врачей, получить квалифицированную помощь без непосредственного посещения клиники и риска подхватить там инфекцию. По уверениям врачей, в 80-90% случаев диагноз можно поставить без очного приема», - уверен Рамиль Мухоряпов.

Другие участники рынка уверены, что важно включить IT продукты и услуги отечественных компаний в специальный порядок государственных закупок, а также сохранить, не секвестировать закупки по техподдержке программного обеспечения отечественных производителей.

В таком случае остро встает вопрос «Кого считать отечественным производителем?».

«На мой взгляд, ОТП (отечественный товаропроизводитель) в IT-сфере, если рассматривать продукт как товар, основной ключевой критерий, это то, что исключительные, имущественные права на создаваемые программные продукты должны принадлежать компании, либо человеку, зарегистрированному на территории РК. То есть, это и есть тот актив, который будет принадлежать нашей стране.

Вторым ключевым фактором должны быть люди, потому что это все-таки технологическая разработка. Более 70% разработчиков, работающие над созданием и разработкой программ должны  быть резидентами РК», - рассказал Серик Бутумбаев.

Председатель Комитета ИТК НПП «Атамекен» Болат Башеев поделился решением комитета: «Отечественными производителями являются те, кто делает вклад в ВВП страны или упрощенно, делает сам и оставляет деньги в стране. На этих принципах  была разработана методика Индустрального сертификата для IT отрасли:

  • доля от выручки, с которой предприятие платит НДС (сделало само);
  • для малых предприятий  неплательщиков НДС - доля фонда оплаты труда от выручки.

Эти доли мы и считаем долей локализации», - пояснил Болат Башеев.

 

 

Фото: из открытого источника


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры