Отказ иностранных грузоперевозчиков заходить в российские порты бьет по бизнесу северного Казахстана
Адресные санкции в отношении Российской Федерации негативно отражаются на североказахстанском бизнесе, заявляют предприниматели. Бизнесмены рассказали о своих проблемах в новых экономических условиях на площадке Региональной палаты предпринимателей СКО. Заседание антикризисного оперативного штаба прошло с участием акима области, Кумара Аксакалова.
О возможных проблемах в поставке сельхозтехники и комплектующих из-за отказа иностранных грузоперевозчиков заходить в российские порты, заявили представители промышленных предприятий региона. Как отметил директор ТОО «Kametex» Руслан Хасенов, его предприятие поставляет канадские и американские посевные комплексы, и запчасти. Предприниматель просит проработать альтернативные пути перевозки грузов.
«Основной склад у нас находится в Клайпеде (Литва), отгрузки оттуда идут, то есть транзит пока открыт. По срокам с поставкой сельхозтехники успеваем, но по запчастям, возможно, могут возникнуть проблемы, так как они поставляются отдельно и у нас еще остаются неотгруженные контейнеры с Канады. Мы надеемся, что у нас получится вовремя поставить комплектующие до весенне-полевых работ, но все же считаем необходимым проработать альтернативный путь перевозки запчастей из Европы через порт Актау, транзит через Турцию, Грузию, Азербайджан и порт Актау, у которого большие мощности по принятию и отгрузке», – предложил директор ТОО «Kametex» Руслан Хасенов.
По его информации, запасные части шли через Санкт-Петербург, который сейчас закрыт для транзита, поэтому груз с комплектующими пойдет через Республику Беларусь, где возможны задержки из-за длительного таможенного оформления в рамках единой таможенной зоны ЕАЭС. Если ограничения коснутся и Беларуси, то другого пути, кроме Турции, у поставщиков европейской сельхозтехники просто нет. С таким же предложением выступают и представители компании-поставщика канадской сельхозтехники «John Deere».
О проблемах с поставкой товара из Италии рассказал директор ТОО «Петропавловский электротехнический завод» Максат Усенбаев. Последний груз с трансформаторным оборудованием застрял в Италии, где в рамках Евросоюза, транспорт в принципе не ограничивают в проезде, однако, при въезде в Российскую Федерацию уже действуют ограничения.
«Литва отказалась отгружать со своей территории товар в Российскую Федерацию. Получается, другого варианта завезти оборудование в Казахстан, кроме как через Каспийское море, то есть, через Турцию, у нас нет, так как на Белорусской границе сейчас длинная очередь. Но, чтобы завезти товар через Турцию, логистической компании требуется получить разрешение на транспортировку через эти страны, так называемый дозвол, рассмотрение которого занимает от 2 до 3 месяцев. Для этого, министерства транспорта Турции, Армении, Грузии и Казахстана должны заключить соответствующее соглашение. Просим поднять на республиканском уровне вопрос получения дозвола для логистических компаний в более короткие сроки», – выступил с предложением Максат Усенбаев.
Последствия начала ощущать на себе и строительная отрасль. Местные компании сообщают, что российские поставщики-производители уже предупредили о повышении цен на 15-20% на многие товары. Так, есть риск дефицита пластиковых панелей, которые регион закупает у России. Производители панелей приобретают компоненты в Европе и США, что с введением санкций становится практически невозможным.
«Основная проблема в строительной отрасли сейчас – это цены, которые выросли на все, в среднем на 20%. Все производители обещают, что они будут расти и дальше. В основном, это связано как с курсовой разницей, так и с нарушением логистических цепочек у наших производителей. Ни для кого не секрет, что 85% строительных материалов мы завозим из Российской Федерации. У российских производителей уже есть проблемы с европейским сырьем для производства, соответственно, для нас это обернется дефицитом стройматериалов. Есть товары, которые производят в Казахстане, к примеру, те же профильные системы, думаю, государству нужно вводить запрет на их экспорт, чтобы они не уходили в другие страны, а обеспечивали внутренний рынок», – отметила директор ТОО «Барс Nord» Ольга Исакова.
Ольга Исакова отметила, что, по возможности, необходимо обеспечить казахстанских строителей доп финансированием, чтобы они смогли законтрактовать необходимый, объем стройматериалов для завершения строительства объектов, так как многие строительные компании уже выкупают материалы в России, опасаясь перебоев с поставками. Предприниматели предлагают разработать региональный индекс цен, который будут пересматривать, исходя из обстоятельств, так как все сметы сверстаны по старому ценовому индексу. Часть компаний уже отказывается принимать участие в государственных закупках, так как не понимают, останутся ли они на рынке, отмечают представители отрасли.
«Основными проблемами бизнеса во всех регионах Казахстана могу назвать: разрыв логистических цепочек и маршрутов поставок; ослабление валюты, что приводит к увеличению стоимости конечной цены продукции, сокращению объемов поставок продукции, сырья, комплектующих, проблемам оплаты за товары и услуги и высоким рискам неисполнения обязательств по договорам перед контрагентами. Есть риски задержки поставок сельхозтехники до начала весенне-полевых работ», – отметил директор региональной палаты предпринимателей Алибек Ашметов.
Участники заседания договорились встречаться не реже одного раза в неделю. Все вопросы, которые требуют решения на центральном уровне, передаются в республиканский оперативный штаб.
Оставьте комментарий:
Комментарии: