astana-view

Торговля

Комитет торговли

Прошло первое расширенное заседание комитета торговли Президиума НПП. Представители отрасли в прямом эфире обсудили сложившуюся ситуацию на рынке торговли и необходимые меры поддержки в период ЧП.

На повестке:

- вопрос установления предельных цен на социально значимые продовольственные товары;

- проблемы функционирования торговых рынков в период карантина и ЧП; 

- проблемы непродуктового ритейла;

- вопросы онлайн торговли в условиях карантина и ЧП.
 

Комитет торговли сформирован в ноябре 2013 года. Целью  является создание системной и институциональной основы для устойчивого развития торговой отрасли РК и повышения ее конкурентоспособности. Активно взаимодействует с госорганами, участвует в законотворческой деятельности и работает с международными и иностранными организациями

 

Аккумулированные предложения по мерам поддержки отдельных сегментов торговли (9.04)

По торговым сетям (продовольственный и непродовольственный ритейл):

- утвердить на республиканском уровне перечень разрешенных видов деятельности, включив в него деятельность по доставке как продовольственных, так и непродовольственных товаров, а также работу сервисных центров по обслуживанию бытовой техники, электроники и продаже комплектующих;

- сделать единую по всей республике процедуру получения разрешения от исполнительных органов на доставку товаров;

- внести изменения (ясность) в совместный приказ МТИ, МНЭ и МСХ № 133, либо получить со стороны госорганов официальные разъяснения касательно установленных цен на СЗПТ (распространяется ли регулирование цен на всю линейку товара, либо возможно установить пороговую цену только на 1 артикул);

- детализировать ПП РК от 27 марта № 141 касательно применения льготы по 8%-ному НДС:

- большинство поставщиков уже имеют на складах товарные запасы с оплаченным 12%-ым НДС.

- за тушу, например, говядины надо оплатить 12% НДС, а за ее бедренную часть только 8% НДС.

По электронной торговле:

- в целях предоставления компьютерной техники по доступной цене для населения (физ.лицам) и социально значимым учреждениям (образовательным и медицинским учреждениям, гос.органам) возмещение таможенных затрат сможет компенсировать рост цен на это оборудование в связи с девальвацией тенге (по аналогии с мерами поддержки на уровне ЕАЭС по обнулению импортных пошлин на овощи, крупу, детское питание, лекарственные средства и сырье для их производства, медицинские изделия и оборудование медицинского назначения);

- разрешить работу складов во всех регионах (грузовые перевозки является разрешенным видом деятельности, однако деятельность по доставке невозможно реализовать без работы складов);

- использовать интернет-ресурс «kolesa.kz» в качестве базы для получения сведений об автомашинах, которым разрешено передвигать по городу.

Компания Kolesa Group готова реализовать функционал для помощи населению, полиции и акиматам городов Казахстана через приложение Kolesa.kz. Гражданам Казахстана пока довольно проблематично проверить наличие права въезда в города (карантинные зоны) и нахождения на улицах на автомобиле или без него. Команда Kolesa Group готова бесплатно создать сервис для проверки внутри приложения Kolesa.kz на iOS и Android по ИИН и номерам автомобиля. Сроки реализации минимальные – 10 апреля проверка может работать для всех регионов Казахстана. Команда готова гарантировать безотказную работу проверки для населения Казахстана.

По рынкам:

- по договорам аренды признать данную ситуацию форс-мажором и законодательно обязать арендодателей не взимать арендную плату на период действия карантина и ЧП. Данную меру необходимо рассматривать только вкупе с мерами государственной поддержки для собственников рынков.

- предоставление отсрочки по платежам банковского кредита, предоставление льготного кредитования на пополнение оборотных средств, рефинансирование на льготных условиях в рамках госпрограмм и пр.

- помощь в оплате или отсрочке по коммунальным услугам;

- частичная компенсация заработной платы сотрудников, охранных услуг на период действия режима ЧС;

- решение вопроса зеленного коридора для мелких предпринимателей, которые не могут заехать на рынки, расположенные в подкарантинных городах;

- возмещение расходов на дезинфекционные средства, средства индивидуальной защиты для работников и арендаторов, услуги дезинфекции;

- доступ к займам оборотных средств по низкой ставке для закупов продуктов питания, включая форвардные сделки. Без залога;

- субсидии по э/энергии и другим коммунальным платежам;

- перенести сроки модернизации торговых рынков до 2025 года;

- решение вопроса зеленного коридора по продовольственным поставкам товара из КНР, Республик Киргизстан, Узбекистан в Казахстан;

- возмещение расходов на дезинфекционные средства, услуги дезинфекции;

- отнести торговые здания (рынки) или их часть к объектам преференций и предоставить право собственникам торговых зданий и помещений получать налоговые преференции, т.к. они в дальнейшем будут использоваться ими для получение дохода;

- применение налоговых преференций осуществлять по выбору налогоплательщика в соответствии со статьями 274, 275 и 276 НК РК отнесением на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов по одному из предусмотренных методов вычета как до, так и после ввода объекта в эксплуатацию;

- инициировать внесение изменений в приказ министра сельского хозяйства РК от 23 июля 2018 г. № 317 «Об утверждении Правил субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях», в частности, добавить паспорт проекта строительство ОРЦ (для возмещения 25% инвестиционных вложении от стоимости строительства здания и закупу оборудования);

- «Строительство ОРЦ» добавить в «перечень приоритетных видов деятельности для реализации инвестиционных проектов» в  рамках ПП РК «О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инвестиций» от 14.01.2016 г. №13 с целью получения условий инвестиционного приоритетного контракта.

По общепиту:

- освобождение от начисления и выплаты НДС до конца 2020 года и, начиная с 2021 года, снижение текущей ставки НДС на 50% для предприятий общественного питания с 12% до 6% (данный вопрос много раз обсуждался с соответствующими органами ввиду того, что у индустрии общественного питания попросту нет зачетного НДС, так как около 50% себестоимости составляет ФОТ и поставки услуг от ИП, работающих без НДС);

- снижение налоговой нагрузки на заработную плату в индустрии общественного питания с 2021 года, а именно:

снижение ИПН для сотрудников общественного питания с 10% до 5%;

снижение социального налога для субъектов предприятий общественного питания с 21% до 5%;

- выделение со стороны государства через БВУ или другие инструменты беспроцентной финансовой помощи сроком не менее 36 месяцев с предоставлением каникул до конца 2020 года и освобождением от необходимости предоставить твердые залоги;

- отмена начисления процентов, штрафов и пени на кредиты и отсрочка выплат по всем действующим кредитам до конца 2020 года;

- рефинансирование существующих займов сроком не менее 24 месяцев по текущим условиям с предоставлением каникул до конца 2020 года;

- поддержка предприятиям в исполнении обязательств по договорам аренды после окончания периода ЧП, например: предоставление грантов для погашения обязательств аренды или меры по снижению нагрузки по арендным обязательствам ресторанов с соответствующей поддержкой арендодателей.

Предложения от членов Комитета торговли:

- включить некоммерческие организации (частные учреждения), у которых ОКЭД соответствует другим видам бизнеса (образование, консалтинг и т.) и Ассоциации, Общественные объединения, в список освобожденных от налогов и других платежей по ФОТу до 1 октября 2020 г. (такой вид некоммерческой организации как частное учреждение отличается от общественных объединений, их ОКЭД может быть любым другим, например «Образование», «Консультация» и т.д. Но при этом они обязаны оплачивать налоги и социальные платежи по ФОТу в полном объеме);

- рассмотреть вопрос о предоставлении справки для подтверждения форс-мажора на Компанию (в настоящее время НПП выдает справки отдельно по каждому контракту), или по типам контрактов (например, контракты аренды, поставки); направленные электронным способом (мессенджеры, электронная почта) признать достаточными для возникновения и выполнения обязательств (по налоговым, трудовым отношениям);

- отменить рейдовые проверки «магазинов у дома» (полицейские самовольно проверяют наличие санитарных масок и перчаток у персонала магазинов);

- за нарушение правил торговли спиртными напитками и табачными изделиями привлекать к ответственности работников (продавцов), а не работодателей (субъектов предпринимательства);

- проценты по эквайрингу слишком высоки для малого и микро бизнеса, что сильно затрудняет переход на безналичные платежи;

- отложить рассмотрение и принятие всех поправок в Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», наложить мораторий на любые изменения в налоговое законодательство до 2021 г. Необходимо учесть то, что постоянные изменения законодательства, в частности Налогового кодекса отрицательно влияют на развитие бизнеса;

- включить представителей торговли и отраслевых ассоциаций в Региональные штабы;

- улучшить координацию работы Call-центров и региональных штабов;

- снижение ставки НДС до 6% при реализации и импорте товаров до 1 января 2022 г. Высокая волатильность валюты, высокий уровень импортной составляющей. Конкурентное преимущество перед соседями по ЕАЭС;

- продление отсрочки по оплате КПН за 2019 г. до 31 декабря 2020 г. для всех предприятий в случае продления карантинных мер и режима чрезвычайного положения;

- расширение перечня отраслей, для которых поручением Президента, озвученным 31 марта 2020 г. предполагается отмена начисления и уплаты налогов и других платежей в фонд оплаты труда на 6 месяцев (с 1 апреля до 1 октября т.г.) для предпринимателей, в том числе из следующих секторов экономики:

  • розничная торговля;
  • производство сельхозпродукции;

- освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины до 1 января 2021 г. на следующие товары:

  • медицинское оборудование;
  • товары для здоровья и личной гигиены (лекарственные средства, БАДы, бытовая химия);

- расширить перечень видов деятельности, на которых распространяется освобождение от уплаты налога на имущество за 2020 г. (ИП и юридические лица) и включить в него:

  • производственные предприятия пищевой промышленности;
  • предприятия розничной торговли;
  • сельское хозяйство;

- ввести мораторий на блокировку банковских счетов субъектов микро, малого и среднего бизнеса по любым основаниям на период действия чрезвычайного положения и карантинных режимов. Данная мера позволит продолжать деятельность, заключать новые контракты, планировать посткризисную активность, продолжать оплаты работникам;

- продлить действие специального налогового режима на основе патента для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли до 1 января 2023 г. и снять ограничение по работе только 1 человека. Основное условие – простота налогового режима, минимальное количество учета и отчетности. На сегодняшний день предприниматели торговли могут работать только по общеустановленному порядку (это сложно, требует найма бухгалтера). Предприниматели микро- и малого бизнеса с микрооборотами находятся за пределами возможности выживания из-за расходов на ведение учета. Начинать работу новичкам стало дорого из-за администрирования согласно требованиям налогового кодекса, отсутствие стимулов для развития малых предпринимателей;

- приостановить обязательное применение онлайн ККМ;

- приостановить обязательное применение POS терминалов для микро-, малого и среднего бизнеса до 01.01 2023 г.;

- признать плательщиками Единого совокупного платежа физические лица, которые осуществляют реализацию своей продукции сельскохозяйственным производственным кооперативам (СПК). Данная мера окажет поддержку населению для получения дохода в посткризисный период;

- отменить оплату за подключение к газу, воде, свету для малого и среднего бизнеса (в настоящее время потребитель не может себе выбрать независимого подрядчика на строительство коммуникаций, как следствие завышенные цены); тарифы монополистов для малого бизнеса приравнять к тарифам для физических лиц;

- обеспечить возможность ускоренной легализации строений малого и среднего бизнеса в сельской местности;

- отложить введение в действие приказа первого заместителя Премьер-Министра РК - министра финансов РК от 26 декабря 2019 г. № 1424 «Об утверждении Перечня товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары, а также Правил оформления и их документооборота» до 1 января 2023 г. для всех товаров. Ограничить необходимость выписывания СНТ плательщиками НДС. Провести исследование эффективности нормы и ее положительного влияния на наполнение бюджета. Внести данное требование в Кодекс о налогах с необходимостью прохождения процедур согласования со всеми институтами. Реализация инициативы связана с существенными затратами предпринимателей любого уровня.

- до настоящего времени отсутствует рабочий модуль СНТ (только тестовый), что затрудняет возможность для предпринимателей проводить подготовительные работы (введение остатков на виртуальный склад);

- отменить обязательное выписывание ЭСФ неплательщиками НДС (по товарам, входящим в Перечень изъятий и по импортированным товарам). Ограничить действие требования только на товары, полученные с применением ставок ВТО. Данная статья в текущем виде усложняет работу предпринимателей, которые не являются плательщиками НДС и чаще всего не знают про данное требование;

- освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины до 1 января 2025 г. на следующие товары:

  • сырье
  • производственное оборудование и средства производства (конвейерные линии, техника для сельхозпроизводителей, грузовой транспорт)
  • комплектующие не производимые в РК медицинское оборудование.

Данная мера будет стимулировать обновление основных фондов, создание новых предприятий;

- отменить монополию на импорт/экспорт брендированных товаров. Выносить предписания (антимонопольные) в отношении владельцев товарных знаков о запрете отказа на ввоз оригинальных товаров независимым импортерам (практика ФАС России ).

- разрешить параллельный импорт оригинальных товаров в отношении запасных частей, в том числе для пищевой и обрабатывающей промышленности, лекарств, высокотехнологичной техники;

- включить в статью 248. НК РК возможность принять на вычеты сомнительные требования с физических лиц (сейчас принимаются на вычеты сомнительные требования только юридических лиц и ИП);

- исключить из налогооблагаемого дохода доход от курсовой разницы (курсовая разница является доходом только для предприятий, совершающих обменные операции для граждан);

- увеличить порог по НДС до предельного дохода по упрощенной декларации ИП, ТОО (т.е. до 48 076 МРП). Заменить 15% штраф от суммы выручки с даты превышения порога по НДС на предупреждение для ИП/ТОО на упрощенном режиме;

- исключить требование не использовать упрощенные налоговые режимы в случае работы по агентскому договору (в Налоговом кодексе указывается понятие, которое должно быть в Гражданском кодексе, а инспекторы налоговой инспекции наделены правом самостоятельно определять, является ли тот или иной договор агентским соглашением);

- предоставить банкам возможность проводить расходные операции с банковских карт физических лиц на корпоративные карты предпринимателей (или внести корректировки в Закон, если что-то мешает Банкам). Т.е. разрешить производить обычные переводы с банковской карты на карту ТОО/ИП. На текущий момент невозможно провести перевод с банковской карты физического лица на корпоративную карту юридического лица. Хотя у банка имеются все данные физического лица и данные юридического лица. При внедрении такой услуги не нужно будет тратиться на POS-терминалы и/или использовать личные карты сотрудников юридического лица для приема оплаты от клиентов и сдачи  денег в кассу;

- приравнять оплату через POS-терминалы или перевода с карты на карту ТОО/ИП к оплате по безналичному расчету. Тем самым отменить выбивание чека через контрольно-кассовый аппарат при оплате через POS-терминал и переводам по карте. Отмена выбивания чека при проведении оплаты через POS-терминалы или перевода с карты на карту ТОО/ИП приведет к оптимизации бизнес процесса. Уменьшается нагрузка на бизнес, исключаются ненужные действия. Стимулирование оплаты именно через терминал, а не через наличные операции (продавец/кассир не заинтересован в безналичной оплате в т.ч. по причине, двойных-ненужных действий);

- разрешить ИП, работающих на специальном налоговом режиме, оплачивать ежемесячные налоги и социальные платежи по заработной плате 1 раз в полгода при сдаче налоговой декларации за полугодие. Расходы предпринимателей по оплате налогов и социальных платежей можно уменьшить в 6 раз. Учитывая, что каждый платеж стоит примерно 300 тенге, а для ИП это 3 платежа каждый месяц, это позволит ИП сэкономить деньги;

- при соответствии параметрам Налогового Кодекса по Единому совокупному платежу, исключить дополнительные запреты по другим законам. К примеру, по Налоговому кодексу таксист, при оказании услуг физическим лицам, может использовать ЕСП, а по закону «Об автомобильном транспорте», согласно которому перевозчик такси – это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа такси, таксист не может быть плательщиком ЕСП, т.к. ЕСП запрещен для индивидуальных предпринимателей;

- разрешить применять в бухгалтерском и налоговом учете подписанные сканированные варианты акты выполненных работ и накладных на отпуск запасов на сторону по суммам до 50 МРП (132 550 тенге на 2020 г.). На текущий момент даже при 10 000 тенге  требуется подписание оригиналов акта выполненных работ и накладной на отпуск запасов. Транспортные расходы (например, по городу курьерские услуги около 1 000 тенге) и время сотрудников,  делают нерентабельным такие услуги и товары);

- снизить ставки рефинансирования до 0%. (необходима доступность широкого спектра бизнеса к финансовым средствам);

- отменить запрет на конвертацию валюты и обязательство по продаже валюты частными юридическими лицами и ИП (данный запрет не является рыночным способом улучшения экономической ситуации в стране, а снижает инвестиционную привлекательность страны);

- системная реформа в области налогов, сборов и отчислений с заработной платы физических лиц. Все платежи должны делать физические лица самостоятельно. Ввести прогрессивную шкалу, необлагаемый уровень минимальной заработной платы.

Предложить минимальные ставки для оплаты в фонды. Разработать систему стимулов, предоставляемых фондами, для добровольного увеличения физическими лицами своих отчислений. Работник перестанет зависеть от юридического лица, имеющего ограниченную ответственность, за проведение отчислений. У фондов: социального, медицинского, пенсионного, появятся стимулы оказывать качественные услуги населению;

- пересмотреть взаимодействие операторов маркировки, фискальных данных, РОП и парковок. Если необходимость оплаты прописывается Налоговым кодексом, то расходы на ее организацию должны ложиться на государство. Например, отменить взимание платы за ОФД по кассовым аппаратам (Казахтелеком и Транстелеком) - это превращается в налог на ведение бизнеса. Единовременная выплата компании за организацию данного сервиса и его поддержку должна осуществляться за счет государства, так как напрямую связана с осуществлением функции контроля.

ОЮЛ «Ассоциация торговых предприятий Казахстана»

 

Мажибаев Кайрат Куанышбаевич

Абишев Нурсадык Калиевич

Ажибаева Жибек Турихановна

Лыткин Владимир Дмитриевич

Смагин Алексей Петрович

ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой, компьютерной техники и сложный технических систем «КАТЭКС»

Архипкин Сергей Владимирович

Сартбаев Сабит Хайрулаевич

ОЮЛиЮЛ «Неправительственная организация Ассоциация налогоплательщиков и бухгалтеров»

Жунусова Сара Аубакировна

ОЮЛ «Союз Торговых Сетей Республики Казахстан»

Калмыков Андрей Сергеевич

ОЮЛ «Ассоциация предприятий и организаций, занятых в сфере оборота гражданского и служебного оружия на территории Республики Казахстан»

Катнов Сергей Петрович

ОЮЛ «КазИнспектСервис»

Кононова Татьяна Ильинична

ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация таможенных брокеров/представителей»

Молдашев Мурат Кубашевич

Шестаков Геннадий Алексеевич

ОЮЛ «Союз товарных бирж Республики Казахстан» «ОТАН»

Шайманов Болат Ильтаевич

ОЮЛ «Биржевая Ассоциация Казахстана»

Яровой Дмитрий Викторович

ОЮЛ «Ассоциация Цифровой Казахстан»

Бычкова Елена Сергеевна

Дочерние организации

Партнеры