astana-view

Реестр проблем

№1336

касательно обеспечения баланса интересов предпринимателей и граждан при использовании прибрежных территорий водоёмов

В Палату предпринимателей ЗКО поступают обращения от предпринимателей, касательно ситуации, затрагивающей баланс между правом общего водопользования, правом собственности, аренды и предпринимательской деятельности. В настоящее время, в условиях активного распространения в средствах массовой информации сведений, распространяемых уполномоченными органами, о безусловном праве граждан на свободный доступ к водоёмам (в соответствии со статьей 17 Водного кодекса Республики Казахстан), предприниматели, осуществляющие туристическую и рекреационную деятельность в прибрежной зоне, сталкиваются с рядом практических проблем, связанных с обеспечением безопасности, соблюдением санитарных норм и сохранением инфраструктуры. Кроме того, в правоприменительной практике на территории Республики Казахстан отмечается наличие правовой коллизии в действующем законодательстве, что затрудняет регулирование доступа к прибрежным участкам, используемым для ведения предпринимательской деятельности. В целях устранения правовой коллизии и защиты имущественных прав субъектов бизнеса, развития туристической отрасли в соответствии со стратегическими задачами государства, полагаем необходимым внесение поправок в действующее законодательство Республики Казахстан (Водный кодекс РК и Земельный кодекс РК и др.). В соответствии со ст.68, 69 Земельного Кодекса Республики Казахстан (далее ЗК РК) публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, в том числе для прохода и проезда к водным объектам. Однако, в действующей редакции ЗК РК отсутствует детализированный механизм расчета компенсации за установление сервитута, что приводит к ущемлению имущественных прав предпринимателей. Согласно ст.188, 188-1, 350-353 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (далее-ГК РК), убытки, причиненные собственнику имущества, подлежат возмещению в полном объеме. В случае установления сервитута, фактически ограничивающего право пользования земельным участком, действующий порядок возмещения убытков требует конкретизации.

Уровень проблемы:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="1">Республиканская проблема</item></root>

Источник информации о проблеме:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="7d52a2a3-55a2-45f7-831e-52a5907101fd">ЗКО РПП</item><item id="6b64fb0c-3490-4c18-b9ad-52a58fcd0184">АКТЮБИНСКАЯ РПП</item><item id="ab335667-6cea-4ff3-8297-52a591e6006b">ПАВЛОДАР РПП</item><item id="20d5542b-6f47-4d72-af29-52a590bb011f">КОСТАНАЙСКАЯ РПП</item></root>

Предложение по решению проблемы:

1. Рассмотреть вопрос об инициировании внесения изменений и дополнений в Земельный кодекс РК. А именно, ст.69 Земельного Кодекса Республики Казахстан дополнить пунктом 8 следующего содержания: «В случае установления публичного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в собственности или аренде у субъекта предпринимательства, уполномоченный орган обязан выплатить компенсацию владельцу участка. Размер компенсации определяется исходя из рыночной стоимости и включает: -расходы на обеспечение инфраструктуры (охрану, возведение пунктов гигиены, питания и т.д.) и содержание прибрежной полосы (чистка дна, облагораживание пляжа и дна песком и т.д.); -снижение рыночной стоимости имущества. Выплата осуществляется ежегодно на срок действия сервитута с индексацией инфляции или единовременно по согласию сторон. В случае несвоевременной выплаты, начисляется пеня, а действие сервитута приостанавливается по требованию собственника». 2.Разработать и утвердить уполномоченным органам Методику расчета размера компенсации за установление публичного сервитута.

Пути решения:

1. Обсудить имеющиеся проблемные вопросы с республиканскими субъектами бизнеса и отраслевым департаментом НПП РК «Атамекен». 2.Рассмотреть вопрос об инициировании внесения изменений и дополнений в Земельный кодекс РК. А именно, ст.69 Земельного Кодекса Республики Казахстан дополнить пунктом 8 следующего содержания: «В случае установления публичного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в собственности или аренде у субъекта предпринимательства, уполномоченный орган обязан выплатить компенсацию владельцу участка. Размер компенсации определяется исходя из рыночной стоимости и включает: -расходы на обеспечение инфраструктуры (охрану, возведение пунктов гигиены, питания и т.д.) и содержание прибрежной полосы (чистка дна, облагораживание пляжа и дна песком и т.д.); -снижение рыночной стоимости имущества. Выплата осуществляется ежегодно на срок действия сервитута с индексацией инфляции или единовременно по согласию сторон. В случае несвоевременной выплаты, начисляется пеня, а действие сервитута приостанавливается по требованию собственника». 2.Разработать и утвердить уполномоченным органам Методику расчета размера компенсации за установление публичного сервитута.

Дата включения в реестр:

2025-08-26 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2025-12-26 00:00:00

Ход исполнения:
На рассмотрении НПП
Ответственный исполнитель:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="838607d0-518c-4566-8a81-52875dec0029">Михнова Елена Владимировна (Заместитель директора, ДЕПАРТАМЕНТ ТУРИЗМА, 919354, e.mikhnova@atameken.kz)</item></root>

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ ТУРИЗМА

Руководитель подразделения:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="2c466fc6-7417-4b7b-aad1-5d91777e01a6">Кунанова Дамиля Бахиткереевна (Управляющий директор- директор Департамента, 919354 вн. 1911, d.kunanova@atameken.kz)</item></root>

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ТУРИЗМА

Еншілес ұйымдар

Серіктестер