astana-view

Реестр проблем

№631

Касательно проблемных вопросов, выявления и принудительного изъятия неиспользуемых по целевому назначению земельных участков, предназначенных для строительства объектов.

Статьей 92 Земельного кодекса РК предусмотрено, что если земельный участок, предназначенный для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, с/х производства не используется по назначению в течение двух лет подряд с момента первоначального выявления факта неиспользования, а земельный участок, предназначенный для строительства объекта, не используется по назначению в течение трех лет со дня принятия решения о его предоставлении (если более длительный срок не предусмотрен проектно-сметной документацией), то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса. При этом, если для земель сельскохозяйственного назначения Кодексом установлены конкретные случаи, когда земельный участок признается неиспользуемым, то для земель, предназначенных для строительства, такие случаи не установлены. Так, кодексом установлено, что срок и условия освоения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, определяются МИО. Вместе с тем, Кодекс не дает толкование понятию «освоение». В законодательстве об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности оно также отсутствует. Вследствие чего, в регионах сложилась неоднозначная практика применения статьи 92 Кодекса, как уполномоченными органами, так и судами. К примеру, если в одном регионе незастроенный (пустой) земельный участок, предназначенный для строительства объекта, при наличии у собственника действующей разрешительной документации (АПЗ, ТУ, утвержденного эскизного проекта и др.) признается судом «неосвоенным» и изымается, в другом регионе наличие указанной документации является основанием для отказа в удовлетворении судом иска уполномоченного органа об изъятии земельного участка. Кроме того, порядок принудительного изъятия земель не предусматривает случаи, когда земельный участок, предназначенный для строительства, не мог быть использован по назначению в виду обстоятельств, не зависящих от собственника (отсутствие утвержденного ПДП, технических условий на подключение к инженерным сетям в связи с отсутствием инженерных сетей, нахождение земельного участка в аресте, наличие земельного спора или судебных тяжб по земельному участку и др.) В этой связи, в целях обеспечения своевременного освоения земельных участков, предназначенных для строительства объектов, и создания единой правоприменительной практики применения статьи 92 Кодекса, МСХ и МИР было предложено законодательно определить понятие «освоение» и критерии, согласно которым, будет определяться использование земельного участка по целевому назначению.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА

Предложение по решению проблемы:

Внести изменения и дополнения в Земельный кодекс РК и Правила выявления земельных участков, не используемых в соответствующих целях или используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан в части: - определения понятия «освоение» для земельного участка, предназначенного для строительства объекта; - установления конкретных случаев (критериев), когда земельный участок, предназначенный для строительства объекта, признается неиспользуемым по целевому назначению

Пути решения:

1. Направить запрос в МСХ РК; 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.

Дата включения в реестр:

2018-06-29 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2019-12-30 00:00:00

Ход исполнения:
17.08.2018; 17 января 2018 года на площадке НПП РК «Атамекен» было проведено совещание с участием вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан Е. Нысанбаева по отдельным проблемным вопросам в сфере регулирования земельных отношений. В числе проблем, со стороны НПП была озвучена проблема, связанная с несовершенством норм Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), регулирующих изъятие неиспользуемых земель. По итогам совещания МСХ РК были одобрены предложения НПП РК «Атамекен» о необходимости внесения изменений и дополнений в Кодекс и соответствующие подзаконные акты и подписан соответствующий протокол (прилагается). Согласно ответу МСХ РК, предложения НПП РК «Атамекен» будут учтены при разработке МСХ РК соответствующего законопроекта. Дополнительно поправки в части установления срока исчисления неиспользования земельного участка, предназначенного для строительства объекта, по целевому назначению и применения обстоятельств, не зависящих от собственников земельных участков и землепользователей, препятствующих использованию земель, к таким участкам предложены в Законопроект по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности, формируемый МНЭ РК. Также, приказом Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 5 мая 2018 года № 194 утверждены Правила выявления земельных участков, не используемых в соответствующих целях или используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан (далее – Правила). В Правилах предусмотрены формы отчетности, которые будут заполнять уполномоченные органы по контролю за использованием и охраной земель для налоговых органов, где будут указываться сведения об исполнении собственниками земельных участков и землепользователями выданных ранее предписаний.
24.04.2020; В рамках проекта ЗРК по улучшению бизнес-климата (8-ой пакет) по инициативе НПП дополнительно внесена поправка в ст. 92 Земельного кодекса РК, согласно которой в периоды неиспользования земельного участка по назначению, не включается время: - в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению вследствие непреодолимой силы; - отсутствие утвержденных в установленном порядке ген планов, ПДП и планов застройки (при наличии этих проектов); - проектов земельно-хозяйственного устройства территории и инженерной (коммунальной) инфраструктуры; - изменение МИО, утвержденных в установленном порядке, ген.планов, ПДП и планов застройки, исключающие возможность использования земельного участка по назначению; - бездействие МИО и уполномоченных органов в рассмотрении заявок собственников и землепользователей на получение АПЗ и тех.условий на подключение к инженерным сетям; - иных согласовательных процедур, предусмотренных при проведении строительства объектов (если такие бездействия доказаны в суде) Данная поправка находятся на рассмотрении Мажилиса и принята в рамках первого чтения. НПП участвует в заседаниях рабочей группы по данному проекту ЗРК.
28.11.2018; 15 ноября 2018 года состоялся III Форум по защите бизнеса «Надзор прокуратуры в сфере предпринимательства» Генеральной прокуратуры РК (далее - ГП РК) и НПП РК "Атамекен" (далее - НПП), по итогам которого ГП и НПП подписана совместная Дорожная карта по реализации сотрудничества между Генеральной Прокуратурой Республики Казахстан и Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» на 2019 год. В Дорожной карте предусмотрено: 4.2.1 Провести анализ и изучить правоприменительную практику по выявлению и изъятию неиспользуемых по назначению земель; 4.2.2 Выработать предложения по внесению изменений в Земельный кодекс РК и Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» в части: - определения понятия «освоение» для земельного участка, предназначенного для строительства объекта; - установления конкретных случаев (критериев), когда земельный участок, предназначенный для строительства объекта, признается неиспользуемым по целевому назначению. Срок проведения вышеуказанных мероприятий - июнь 2019 года.
29.07.2019; 5 ноября 2018 года состоялся III Форум по защите бизнеса «Надзор прокуратуры в сфере предпринимательства» Генеральной прокуратуры РК (далее - ГП РК) и НПП РК "Атамекен" (далее - НПП), по итогам которого ГП и НПП подписана совместная Дорожная карта по реализации сотрудничества между Генеральной Прокуратурой Республики Казахстан и Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» на 2019 год. В Дорожной карте предусмотрено: 4.2.1 Провести анализ и изучить правоприменительную практику по выявлению и изъятию неиспользуемых по назначению земель; 4.2.2 Выработать предложения по внесению изменений в Земельный кодекс РК и Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» в части: - определения понятия «освоение» для земельного участка, предназначенного для строительства объекта; - установления конкретных случаев (критериев), когда земельный участок, предназначенный для строительства объекта, признается неиспользуемым по целевому назначению. Во исполнение Дорожной карты, а также в рамках совершенствования действующего земельного законодательства, МСХ РК в настоящее время ведется работа по разработке Концепции и проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития земельных отношений» запланированного на 2019 год. Согласно письму МСХ РК в адрес ГП РК от 28.06.2019 года, Министерством выработаны предложения по внесению изменений в Земельный кодекс Республики Казахстан (далее - Кодекс) и Закон Республики Казахстан «Об архитектурной и градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон), в части установления единых критериев освоения и продления сроков освоения земельных участков, также изменения процедуры изъятия земельных участков предназначенных для строительства, в том числе объектами незавершенного строительства. В дальнейшем внесение соответствующих поправок в Кодекс и Закон «Об архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Казахстан», будут рассмотрены в рамках проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития земельных отношений» запланированного на 2019 -2020 гг. Кроме того, данные вопросы рассмотрены заинтересованными уполномоченными органами и НПП на Рабочей группе, при Верховном Суде РК, в апреле месяце текущего года. По итогам обсуждений, Верховным судом РК выработан ряд рекомендаций в адрес МСХ РК по внесению соответствующих поправок в земельное законодательство, в части предоставления прав и принудительного изъятия земельных участков, которые рассматриваются в рамках созданной при МСХ РК Рабочей группы по совершенствованию земельного законодательства. Со своей стороны, Верховный суд в настоящее время инициирует внесение поправок в действующее Нормативное Постановление Верховного суда РК от16 июля 2007 года «О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства», согласно которым, при рассмотрении дел о принудительном изъятии земель, не используемых по целевому назначению, «Судам следует выяснять причины не освоения земельного участка. К уважительным причинам не освоения земельного участка могут быть отнесены, в частности, отсутствие инженерно-коммуникационных сетей, бездействие местных исполнительных и уполномоченных органов в рассмотрении заявок собственников и землепользователей, изменение градостроительных регламентов, Генерального Плана развития территории, зон функционального зонирования, форс-мажорные обстоятельства.»; «Фактическим освоением земельного участка собственником или землепользователем может быть признано производство строительно-монтажных работ при наличии документов, предшествующих их выполнению.». Указанные предложения находятся на рассмотрении и согласовании заинтересованных госорганов.
На рассмотрении государственных органов
Ответственный исполнитель:

Абжан Ернур Бахытжанулы

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Руководитель подразделения:

Усенова Назира Кадылбековна

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА

Скачать

Еншілес ұйымдар

Серіктестер